Я попробую максимально приемлимо передать научный взгляд на "Я". Если получится, буду рад. Если нет - ну извините, будем считать, что я не смог выполнить поставленную задачу. И тем не менее..
Любая теория, которая претендует на объяснение природы психического, должна включать объяснение феномена "видения от первого лица", что близко по смыслу к феномену "я". Чувство "я" возникает в мозге как результат сопоставления информационных потоков. "Я", по существу, ни что иное как воспоминание о своих впечатлениях и поступках в прошлом, "я - часть всего, с чем встретиться пришлось. Представления об "я" как хранящейся в памяти и распределенной в мозге информации дает возможность преодолеть одну из главных трудностей проблемы, которая получила название проблемы ренрессии гомункулуса.
Так если признать, что "я" имеет определенную мозговую локализацию, необходимо будет объяснить, как это "я" может общаться с внешним миром. Для этого придется поместить внутри гомункулуса соответствующие "сенсорные" системы, также как и структуры, отвечаюшие за мотивации и т.д., то есть практически весь мозг. Все дело в том, что, продолжая ту же логику рассуждений, внутри этого гомункулуса необходимо будет поместить другого, причем этот ряд не имеет конца. В действительности "я" представляет собой актуализированную часть памяти. Но для того, чтобы перевести ее в сферу психических переживаний, необходим триггер в виде внешнего сигнала. При этом гомункулус использует имющиеся сенсорные сисмемы, получая способность "видеть". В равной степени и внешний сигнал, чтобы быть воспринятым, должен найти свой памятный отклик и соединиться с ним.
По Юму, восприятия информации слишком мимолетны и не связаны друг с другом, и поэтому они не могут обеспечить постоянство чувства "я" Юм называл это проблемой тождества личности. Тот же принцип соединения информационных потоков может лежать в основе чувства "я" при мышлении. Однако при этом место внешнего сигнала занимает оперативная память, которая сопоставляется с долговременной памятью. Необходимым составным элементом "я" является и мотивация. Этим объясняются относительно большие связи "я" с правым полушарием. Правое полушарие ставит задачу, а левое ищет пути ее решения. В ощущении внешний мир представлен субъекту и не зависит от него. При образном мышлении решение приходит к субъекту как бы само собой, спонтанно в виде опознания, узнавания. При абстрактном мышлении субъект выступает в качестве действующего начала, ведущего направленный поиск решения.
В процессе эволюции мозг человека менялся. И хотя внешне это совершенно не заметно, но есть отделы коры головного мозга более поздние, появившиеся в процессе эволюции. Лобные отделы, например, боле поздние по сравнению с теменно-височными и тем более проекционными. Работа эволюционно более поздних отделов коры переживается как более активная и контролируемая со стороны "я".
При всем при этом, я" видит внешний мир, но не влияет на него. "Я" контролирует более поздние эволюционно отделы коры головного мозга, создавая в них иллюзии (мечты, фантазии..), но опять-таки не влияя на внешний мир. "Я" создает в более поздних эволюционно отделах коры головного мозга свои представления устройства "я" и устройства мира, в соответствии со своми впечатлениями и поступками в прошлом, но не влияет на внешний мир. "Я" всегда базируется на прошлых собственных впечатлениях и ощущениях и информационных потоках прошлого в создании той или иной картины мира. "Я" ничего не может создать нового, но может компилировать информацию из прошлого и тогда она будет оцениваться "я" как новая. Человек, как носитель "я", не может создать ничего нового, кроме как компилировать нечто из имеемых в прошлом эмоций, переживаний, впечатлений. "Я" - опыт прошлого человека. Исходя из этого, например, ясновидение и предсказание не может существовать для человека. В принципе. Но могут иметь случаи угадывания, что вообщем-то всегда и подтверждается иследованиями. Развитие "я" может происходить исключительно из-за влияния внешней среды на "я". Но "я" (как и человек) не может влиять предварительно на внешнюю среду (и формировать события, кстати), а может влиять на внешнюю среду лишь опосредованно, вторично. Исключительно лишь как реакция на влияние внешней среды на "я".