Випассана (пали) или випашьяна (санскр. विपश्यन, vipaśyana IAST) переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение». Випассаной называют одно из направлений развития человека с помощью буддийской медитации и отдельные методики такой медитации.Содержание [убрать]
1 Випассана в Палийском каноне
2 Випассана в современной Тхераваде
3 Випассана по С. Н. Гоенке
4 Випассана по Саямаджи
5 Випассана по Махаси Саядо
6 Випашьяна в Махаяне и тибетском буддизме
7 См. также
8 Ссылки
[править]
Випассана в Палийском каноне
В суттах Палийского канона Будда и его ученики употребляют словосочетание «випассана-бхавана», что значит «развитие видения-как-есть». Те, кто занимаются таким развитием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к растождествлению с элементами опыта и, таким образом, устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания.
В суттах Будда предлагает несколько подходов к практике випассаны. Випассана-бхавана в Палийском каноне — одно из двух основных направлений развития медитации, — наряду с «саматха-бхавана», развитием спокойствия, собранности и сосредоточения.
[править]
Випассана в современной Тхераваде
В 19-ом веке в Мьянме буддийские монахи разработали ряд подходов к медитации на основе Палийского канона, которые получили известность под названием «випассана». На данный момент «випассаной» чаще всего называют методики медитации, преподававшиеся Махаси Саядо и Сатья Нараяном Гоенка. В Индии, а также в России и на Украине большую популярность приобрели 10-дневные курсы Випассаны по Гоенке, в то время как в традиционно буддийских странах — Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке чаще можно встретить випассану по Махаси Саядо. В странах Западной Европы и Северной Америки представлены различные традиции, в которых обучают випассане. Преподавая Випассану, в традиции Гоенки дистанцируются от религиозности в целом, в том числе от буддизма, - в то время как другие учителя рассматривают випассану как часть буддийской традиции. Как курсы Гоенки, так и обучение випассане в буддийской традиции как правило бесплатно, однако предоставляется возможность сделать взнос любого размера на нужды медитационного центра или монастыря.
[править]
Випассана по С. Н. Гоенке
На 10-дневных курсах Випассаны по Гоенке практикующие обучаются медитации наблюдения за ощущениями дыхания в районе ноздрей и верхней губы («анапана»), беспристрастному наблюдению за ощущениями в теле (собственно «випассана») и развитию доброжелательности (метта). Участники курсов медитируют около 10 часов в день. Практика випассаны по С.Н. Гоенке должна привести к достижению "бханга-няна", "свободного потока" - состояния, при котором телесные ощущения ощущаются как непрерывный поток постоянных изменений.
Те, кто прошел 10-дневный курс, могут посещать также 3-дневные "поддерживающие" курсы. Существуют также более длительные курсы (20, 30 дней) и 7-дневный курс по Сатипаттхана-сутте, которые становятся доступными после прохождения нескольких стандартных 10-дневных.
На Украине и в России курсы проводятся несколько раз в год под Киевом и под Москвой.
[править]
Випассана по Саямаджи
Этот вариант практики випассаны близок к гоенковскому: они оба восходят к бирманскому учителю-мирянину У Ба Кхину. На Украине 10-дневный курс випассны по Саямаджи был проведен в 2011 году. В апреле-мае 2012 ожидается второй.
[править]
Випассана по Махаси Саядо
Медитация практикуется одинаковое количество времени сидя и при ходьбе, что отличает ее от гоенковской системы. Благодаря чередованию движения и неподвижности круглосуточная практика не приводит к особому физическому напряжению, создавая все условия для работы непосредственно с осознанием. Именно разработанный строгий подход к внимательности отличает этот стиль.
Практикуя випассану по Махаси Саядо, медитирующий должен пройти через шестнадцать "випассана-няна", - осознаний относительно воспринимаемого и себя самого. Однако ряд современных учителей, обучающих этому методу, не обращается к системе прогресса по "випассана-няна".
Випассану по Махаси Саядо преподают в многих медитационных центрах и монастырях Таиланда, Мьянмы и Шри-Ланки. Россию посещал буддийский монах, обучающий этой системе Ашин Велурия.
[править]
Випашьяна в Махаяне и тибетском буддизме
Санскритское слово «випашьяна» было переведено на тибетский язык как лха-тонг («божественное видение»). В разных традициях тибетского буддизма обучают разным методикам випашьяны; как правило медитация випашьяна в тибетском буддизме направлена на распознавание пустотности ума и мира.(с)Материал из Википедии — свободной энциклопедии