Здравствуй, дорогой читатель!
Смотря на эти строки, ты стоишь перед выбором: читать эту статью или нет? Интересно, выбор, который ты сейчас сделаешь, будет свободным? Свобода, по-видимому, самая ценная вещь. Свободы лишают за преступления против общества и, в зависимости от тяжести преступления, назначат срок лишения свободы. Также из истории мы видим, сколько крови пролилось за достижение свободы личности в какой-либо приемлемой форме. Что же такое «Свобода»?
На первый взгляд «Свобода» – это закон природы. Когда мы лишаем свободы любое создание природы – оно умирает. Поэтому мы обязаны обеспечить ему те же условия окружения, которые были в его естественном месте обитания. Отсюда видно, что природа – против любого насилия над своими созданиями. Естественная реакция человека на какое-либо насилие и ограничение – это попытка освободиться из-под источника этого насилия или ограничения. То есть в нашем понимании, чем меньше ограничивают человека, тем больше «свободы» он имеет.
Но если мы попытаемся проникнуть вглубь понятия «Свобода», то оно теряет всякое значение. Ведь если человек стремится быть свободным, значит, и в нем самом должно присутствовать такое качество, как «Свобода», которое подразумевает свободу выбора и свободу желаний.
И когда мы изучаем действия любого живого существа, то находим их вынужденными и не видим никакой свободы. Ни у одного существа в мире нет свободы выбрать страдания и оттолкнуть наслаждения. Движение в природе и обществе всегда идет от нынешнего состояния к наилучшему или к наименее худшему, если настоящее состояние определяется как невыносимое. Единственное преимущество человека над животными в том, что он способен видеть более отдаленную цель и производить с ней расчеты. То есть мы вычитаем страдания, на которые соглашаемся пойти сегодня, из будущей пользы или наслаждения. Это, как видите, происходит по всем правилам бизнеса.
Но часто наше преимущество превращается в наше проклятие. Когда мы ставим перед собой цель, то взвешиваем, сколько усилий, страданий нужно будет вложить для ее достижения. Если решаем, что цель того стоит, начинаем двигаться к ней. И пока не достигли цели, находимся в постоянном страхе, оттого, что по пути что-либо может измениться. И чем ближе становится цель, тем больше растут напряжение и страх. Ведь усилия уже вложены, а цель еще не достигнута. Опытные «бизнесмены» знают, что в любую секунду все условия могут поменяться, и цель, которая еще вчера оценивалась как «очень нужная», сегодня уже «не очень уж и нужна», а завтра может выясниться: «и чего я вдруг решил, что мне вообще это нужно?». И тогда человек уже ползет к своей цели только потому, что жалко потраченного времени и вложенных усилий, и весь путь к цели превращается в страшную пытку, когда в голове одна мысль: «ну когда уже это все закончится?».
К примеру, начинается показ фильма по телевизору, и вы решаете его посмотреть. После двадцати минут просмотра вы понимаете, что фильм, конечно, хороший, но уж очень длинный. Однако вам уже интересно, чем там все закончится. Вот так в действие приводится расчет, из которого из ожидаемого наслаждения мы вычитаем страдание.
Пока в остатке есть наслаждение, – мы двигаемся к цели, как только в остатке ноль наслаждения, – мы сразу же ищем новую цель.
Какие бы безумные или заумные расчеты мы ни делали, все они в рамках природы – наслаждения и страдания, плюс и минус. И нет у нас в этом никакой свободы выбора, как и у животного: наслаждение притягивает, а страдания подталкивают. С помощью этих двух сил управляет нами природа, не спрашивая нас – хотим мы того или нет.
Кроме того, что у нас нет свободы выбора, так же нет свободы и в наших желаниях. Потому что вид наслаждения зависит не от моего свободного желания, а от желания других. Как я одеваюсь, как я сижу, как я говорю – зависит не от того, что я так хочу одеваться, так хочу сидеть или так хочу говорить, а от того, что другие хотят, чтобы я так сидел, так одевался или так говорил. Любое мое движение определяет не мое свободное желание, а желание общества. Более того, большинство желаний общества противоречит моим желаниям. Когда мама ругает ребенка за некрасивое поведение, тем самым она объясняет ему, что его желание противоречит желанию общества.
База знаний, достижений, на основе которой я сейчас воспринимаю эти слова, соглашаюсь или нет, – откуда она у меня? Если новорожденного ребенка обеспечить питанием, а в остальном изолировать от общества, то когда он сможет сказать: «мое мнение…»? Наверное, никогда, хотя бы потому, что его говорить никто не научил.
Так где же моя свобода? Может, нет ее вовсе, и все мы роботы? Находимся в руках слепой природы, которая, толкая страданиями и притягивая наслаждением, ведет нас неизвестно куда.
Имеет смысл разобраться во всем этом.
Так как мы являемся следствием развития природы, то и ответы на все возникающие у нас вопросы должны быть внутри нее. Когда мы изучаем природу, то обнаруживаем закон развития, протекающий от причины к следствию, в котором все части взаимосвязаны. И форма, в которую облачена отдельно взятая часть, – это следствие из предыдущих причин.
В один прекрасный день мы вдруг начинаем осознавать, что есть «Я», мир вокруг меня, люди, которые тоже, по-видимому, так же ощущают, как и я. Надо добавить, что факт появления этого осознания ничего не меняет, и я продолжаю действовать, как и раньше, только сейчас есть действия, которые я осознаю, а есть действия, которые я не осознаю. Все постоянно куда-то движется и не стоит на месте, включая человека. Причем движется по четко заданной программе. С момента зарождения ребенка развитие и рост протекают неосознанно. Но как только природа приводит человека к осознанию, где он находится, с этого момента человек имеет возможность повлиять на свое развитие. Из нашего опыта мы знаем, что когда мы соблюдаем законы природы, то чувствуем гармонию и совершенство и, наоборот, если шагаем не в ногу с законами природы или идем против нее, то чувствуем жесткие рамки природы, не дающие выйти за пределы закона. Поэтому мы должны участвовать в нашем развитии, пытаясь найти эту точку свободы, предоставляемую каждому на его пути, и реализовать ее. Но где же эта точка и как ее найти? На примере развития ребенка и любого другого существа в природе, мы можем многому научиться. Давайте посмотрим, как проходит развитие без нашего участия.
В природе мы видим, что развитие протекает по точной, заранее определенной программе. То есть сама информация уже записана в ядре клетки и является основой для развития, а мы только можем наблюдать за процессом ее реализации, как наблюдаем за ростом ребенка, и удивляться. Что интересно, в течение всего развития человечества информация не теряется, а передается по наследству. Весь опыт предыдущих поколений сохраняется и передается будущим поколениям. Реализация этой программы зависит от условий окружения. Так деление клетки, развитие зародыша, рост отдельных частей тела – все это возможно при определенных условиях. Именно во взаимодействии основы с окружающей средой запускается механизм развития.
Как оплодотворенная яйцеклетка клетка человека начинает развитие, попадая в нужные условия в теле матери, так и человек, попадая в определенное окружение и под влиянием окружения, общества, книг начинает осознавать, кто он такой, и раскрывать заложенные в нем качества.
То есть, выбирая окружение, общество, мы выбираем себе путь развития. Это и есть та свобода выбора, которая нам дана. Но как только выбор сделан, дальше действует закон развития, пока мы не решаем, что нужно изменить окружение.
К примеру, когда человек попадает в новое и незнакомое ему до сих пор общество, что он делает первые минуты, а может, и часы? Человек молчит. Но потом постепенно включается в общество и становится его частью. И если его спросить, почему же он молчал первое время, по-видимому, ответит, что не знал, как себя вести. Так кто определяет наше поведение? Общество! Но мы выбираем – остаться нам в этом окружении или найти другое. И если мы решили, и выбор общества сделан, то и наш свободный выбор сделан. Все идеи и ценности общества влияют на меня настолько, что я их называю моими собственными.
То есть, как на меня будет влиять окружение, и как я буду реагировать – я не выбираю. Это можно сравнить с просмотром фильма. Человек может знать свою реакцию на фильм ужасов, а может не знать. Как в первом, так и во втором случае влияние фильма и реакцию на него человек не выбирает. А выбор лишь в том, посмотреть фильм или нет.
Каждый раз, выбирая себе окружение, мы сознательно принимаем участие в нашем развитии и, таким образом, находимся все ближе к закону развития природы. Мы начинаем лучше понимать и чувствовать гармонию и совершенство природы.
материал взят с газеты "Единый мир"