Наш посыл человечеству
Миллиарды лет назад Земной шар населяли бактерии, так утверждает биолог д-р Элизабет Саторис, член Совета Мировой Мудрости. Они размножались, что привело к конкуренции за природные ресурсы, такие как пища и ареалы проживания. Вследствие этой конкуренции возник новый организм, лучше приспособленный к условиям окружающей среды, – колония бактерий. Фактически, это единое сообщество бактерий, действующих как одно тело. В точности тем же путем одноклеточные организмы развились в многоклеточные, вплоть до возникновения сложных живых тел растений, животных и, наконец, человека. Всякий эволюционный процесс включает в себя этапы индивидуализации, конфликтов и соперничества, в итоге которых индивиды объединяются в общую гармоничную систему.
У каждого индивида есть свои личные интересы, эволюция же заключается в том, что все индивиды соединяются в одно тело и действуют на благо его общих интересов. В нынешних процессах, переживаемых человечеством, д-р Саторис видит обязательный этап на пути к возникновению единой общечеловеческой семьи – сообщества, которое обеспечит интересы всех, если только мы станем его полноценными частями.
Глубокое изучение фундаментальных законов природы показывает, что альтруизм – это основа жизни. Каждый организм и каждая система состоит из совокупности клеток или частей, действующих сообща, восполняющих друг друга путем отдачи и взаимопомощи, уступающих друг другу и живущих по альтруистическому принципу «один за всех». Продолжая свои изыскания, мы находим всё новые и новые примеры того, что все части природы крепко взаимосвязаны и что общий закон мироздания – суть альтруистическое объединение эгоистических частей, а короче: закон альтруизма.
«Человек! Не ищи иного виновника зла; этот виновник — ты сам». Жан-Жак Руссо.[1]
«Человек – самый жестокий из зверей». Фридрих Ницше.[2]
«Человек – единственное животное, которое краснеет. Или должно краснеть». Марк Твен.[3]
Человек – единственное в мире существо, способное получать удовольствие от использования ближнего, от превосходства и власти над ним. Только человек извлекает наслаждение из разобщенности с другими, из доминирования над всеми. Таковы проявления человеческого эгоизма – именно он и нарушает природное равновесие.
Как сказал Оскар Уайльд: «В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия».
Изучив различные виды наслаждения: знания, власть, почести, богатство, а также пища, секс и прочее, – мы увидим, что во всех случаях максимальное удовольствие ощущается при первом кратком контакте между желанием и его наполнением. Как только наполнение получено, удовольствие начинает угасать. Наслаждение в удовлетворенном желании может продолжаться минуты, часы или дни, однако в итоге оно исчезает. Даже если человек долгие годы стремится достичь чего-либо, например уважаемой должности или престижной ученой степени, – как только цель достигнута, блаженство ускользает из рук. Следовательно, удовлетворяя желание, наслаждение аннулирует его.
Более того, входя в желание и выходя из него, наслаждение формирует в нас новый позыв, вдвое больше предыдущего. То, что вчера доставляло нам удовлетворение, сегодня кажется совершенно недостаточным. Мы хотим больше. Намного больше. Вот и выходит, что удовлетворение наших желаний увеличивает их и заставляет нас прилагать еще больше усилий, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.
Если человек не хочет достичь чего-либо, его ощущение жизни притупляется и затухает. А потому общество постоянно обеспечивает каждого своего члена новыми желаниями, которые вносят в него жизнь еще на одно почти неуловимое мгновение. Снова и снова недолгое наполнение сменяется опустошением, и отчаяние растет.
Сегодня общество побуждает нас приобретать всё больше и больше товаров, даже если у нас нет на это требуемой суммы денег. Агрессивный маркетинг, жгучее желание соответствовать социальным стандартам и облегченные условия кредита стимулируют нас к покупкам, намного превышающим наши реальные финансовые возможности. Спустя непродолжительный срок приятная взволнованность от очередной обновки рассеивается как дым, зато платежи будут сопровождать нас еще годы. В таких случаях разочарование от покупки не забывается со временем, а наоборот накапливается.
Богатство не ведет к счастью, о чем свидетельствует новое исследование,[4] проведенное под руководством профессора Дэниэла Канемана,[5] нобелевского лауреата по экономике. Как выяснилось, обывательские представления о влиянии на настрой человека таких факторов, как богатство и здоровье, весьма далеки от реальности. Статистика, собранная на основе ежедневных данных о настроении людей, не обнаруживает существенных различий между богатыми и бедными слоями населения. Более того, установлено, что такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще встречаются среди богатых. Одно из возможных объяснений столь слабой связи между богатством и жизнерадостностью указывает на то, что мы очень быстро привыкаем к физическому комфорту и к новому уровню жизни, после чего переходим к ожиданиям еще бо́льших удовольствий.
Резюме по поводу ограниченности желания наслаждений можно найти и в следующих словах одного мудреца:
«Этот мир создан вместе с потребностью. Он лишен изобилия и благ, для обретений в нем требуется движение, а, как известно, необходимость в многочисленных движениях удручает человека. Но оставаться без обретений и благ тоже невозможно, и потому люди выбирают страдания от многочисленных движений, чтобы достичь максимального достояния. Однако всё достояние и все обретения служат лишь их личной выгоде, человек всегда хочет вдвое больше, чем у него есть, а потому умирает, не достигнув и половины желаемого. Таким образом, люди страдают от двух факторов: от необходимости совершать многочисленные движения, а также от потребности в обретениях, половины которых им недостает».[6]
С ростом потребностей человека растет и его эгоизм. Яркий пример, иллюстрирующий рост эгоизма в личности, это крушение института семьи. Семейные отношения вообще, а в частности взаимоотношения мужчины и женщины первыми сминаются под ударом возросшего эгоизма, поскольку эта сфера наиболее близка человеку. Ожесточившееся эго препятствует нам терпеть принадлежность друг другу или семье.
В прошлом семейная модель была защищена от потрясений и представляла собой нечто вроде островка стабильности. Если в мире возникали проблемы, мы выходили на войну; если возникали неурядицы с соседями, мы могли переехать на другое место; но семейная ячейка всегда служила надежным пристанищем. Даже когда человеку не очень нужна была семья, он продолжал поддерживать ее из-за детей или из-за престарелых родителей, нуждавшихся в уходе. Однако сегодня эго достигло таких колоссальных размеров, что человек не считается ни с чем. Статистика разводов[7] и неполных семей[8] говорит сама за себя, несмотря на сопряженные с этим трудности.
В глобальном масштабе, далекоидущие последствия роста эгоизма ставят нас в особую ситуацию, не имеющую аналогов во всей человеческой истории. С одной стороны, глобализация показывает нам, насколько мы взаимосвязаны во всех областях нашей деятельности, включая экономику, культуру, науку и образование, а с другой стороны, наше эго развилось до такой степени, что мы не в силах выносить чужое присутствие возле себя.
В действительности, мы всегда являлись частями единой системы, однако до сих пор не осознавали своей общности. Природа раскрывает перед нами этот факт путем одновременного воздействия двух противоположных сил. Одна из них объединяет нас в единое целое, а другая отталкивает друг от друга и бросает каждого в свой тесный уголок. Сегодня влияние этих сил проявляется в крайних формах, ожесточающихся день ото дня. Мы обнаруживаем всю мощь глобальной взаимозависимости, и в то же время крепнущий на глазах эгоизм заставляет нас шарахаться в сторону от осознания очевидности. Если нетерпимость, отчужденность и ненависть к другим не прекратятся, мы неминуемо уничтожим друг друга. Как говорил Эйнштейн : "«Не знаю, чем люди будут воевать в Третьей мировой войне, зато знаю, чем они будут воевать в Четвертой, – палками!»
К большому сожалению, сегодня слова его представляются нам реальными и грозными, как никогда раньше.
материал взят с газеты "Единый мир"