"Магия основывается на том принципе, что создавая иллюзию управления действительностью, мы можем действительно управлять ею. Как могла быть вызвана такая иллюзия? Путем соответствующего акта воображения. Очевидно он не мог оказать ни малейшего влияния на действительный ход событий в природе. Но он мог оказать, и в самом деле оказывал, значительное влияние на самих людей", наделяя их необходимыми психологическими чертами: верой, терпением и т.д." (Д.Чаттопадхьяя. Локаята Даршана)
Люди, занимавшиеся земледелием в древности, не знали, как в действительности происходит рост растений. Весь процесс, проистекающий от посева жатвы, был для них в высшей степени таинственным. Первобытное мышление искало объяснения успешного проведения женщинами земледельческих работ в тех магических силах, которыми они якобы были наделены и которые, как полагали, заключались в сущности их пола, принадлежали женской природе в той же степени, как, например, способность к деторождению. Считалось, что всеми этими качествами, выгодно отличающими их от мужчин, женщины обладают благодаря присутствию в них особого, скажем современным языком, энергетического начала, отсутствующего (или спящего) в мужском теле. Предполагаемый сверхъестественный источник магических сил был связан самым тесным образом с жизненными отправлениями женщин. Магические же способности, которыми он наделял их, составляли, согласно бытовавших в те времена представлениям, такую же естественную часть женской физиологии, как и воспроизводительные функции.
Эти верования основываются не только на неразвитых представлениях о сельскохозяйственном производстве, в которых долгое время отсутствовала причинная связь между половым актом и зачатием. Для первобытного мышления естественное плодородие и человеческая способность к размножению – это таинственные явления одного и того же порядка, находящиеся в неразрывной связи: с одной стороны, плодородие земли считается находящимся в магической зависимости от воспроизводительных функций женского тела; с другой, – сами эти функции подобным же образом рассматриваются как зависящие от плодородия земли. Такие представления о взаимообусловленности процессов в природе и человеческом теле и являются тем зерном, из которого впоследствии выросло огромное дерево теории и практики позднего тантризма.
Магия не имеет никакого отношения к подчинению человека "верховной силе" и слово "поклонение" не подходит для обозначения побудительного мотива магических действий. Объекты первобытных культов выступают в качестве таковых не из-за того, что они признаются достойными поклонения, а постольку, поскольку от них ожидают тех или иных выгод или опасаются тех или иных нежелательных последствий в практической жизни.
Вполне понятно поэтому, что в древних верованиях совершенно отсутствуют понятия бога, души, освобождения, неба, молитвы и жертвоприношения, которые характерны для любой более или менее развитой религии. Теоретической же основой их, если данное выражение здесь вообще уместно, выступает теория единства природы и человеческого тела, рассматривающая оба эти объекта в качестве двух аспектов одной и той же лежащей в их основе реальности.
Отсюда явным образом проистекают два следствия. Во-первых, постигнув тайны своего тела, мы можем тем самым овладеть и тайнами природы. Во-вторых, происхождение вселенной не более (и не менее) таинственно, чем рождение ребенка. Деха Таттва (культ тела) и космогоническая теория тантризма (мир возник в результате полового влечения – Кама – и совокупления мужского и женского основоначал) представляют собой не что иное, как тщательно разработанную формулировку этих следствий.
Начнем с культа тела. "Что есть здесь, то есть и повсюду, а чего здесь нет – того нет нигде". Это положение из "Вишвасара Тантры" составляет основу всего тантрического учения. Все, что имеется в человеческом теле, имеется также и во вселенной: человеческое тело – это микрокосм, в точности копирующий макрокосм. Поскольку же вселенная и тело устроены по одному принципу и из одного и того же материала, и поскольку содержащиеся в них силы действуют одинаково и имеют общую природу, в теле должно быть также и то, что служит Началом, Причиной как тела, так и вселенной.
Все теоретико-практические усилия древних подвижников (Садхаков), единственным инструментом и предметом исследования которых было их собственное тело, были сосредоточены именно на поиске и овладении Великой Первопричиной.
И эта сила была найдена. Оказалось, что она спит в каждом человеческом теле у основания позвоночника. Тот, кто пробудит ее и подчинит своей власти, может стать обладателем удивительных способностей, так называемых Сиддх ("достижений"). Тантры упоминают восемь великих и тридцать малых Сиддх, среди которых имеются такие феномены, как способность левитировать, ходить по воде, переноситься по желанию в любое место, становиться невидимым, читать чужие мысли и т.п.
Однако, установив контроль над связью между силами тела и вселенной и обретя способность повелевать великими стихиями природы, то есть обретя Сиддхи, человек рано или поздно должен был обнаружить, что продолжает оставаться точно таким же маленьким и полуслепым существом, зачем-то заброшенным в бесконечный мир, отдельными проявлениями которого он зачем-то может повелевать... Он обнаруживает, что Сиддхи, оставляя его в разъезженной колее этого мира, более того, приковывая к ней навязчивым чувством превосходства, а тем самым и причастности, не решают никаких проблем смысла, цели, назначения мимолетного существования его "Я", давая лишь преходящие физические выгоды, а также, в лучшем случае, сомнительное счастье удовлетворенного тщеславия.
Но на поиски силы, оставляя выгоды этого мира, отправлялись лучшие из людей, находили же ее лишь лучшие из лучших, и вряд ли, обретая Сиддхи, все они могли согласиться, что именно это являлось целью их стремлений. Углубляя свой мистический внутренний поиск, они смогли возвестить, что Сиддхи – не лучший способ использования "силы, творящей миры". Так тантризм из магии превратился в Садхану, "дорогу домой".
Основу тантрической Садханы продолжает составлять Деха Таттва, культ человеческого тела, но ее целью уже не являются "сверхъестественные способности" как таковые; более того, будучи побочными продуктами продвижения, они определяются как препятствия на пути. Целью же тантрической, как и всякой другой Садханы, служит Йога, расширение сознания, причем тантристы считают, что не существует более совершенного орудия для достижения данной цели, чем человеческое тело. Поэтому тело составляет предмет, на котором сосредоточено внимание всех Тантр.