Ледбитер - Чакры
"... иллюстрации нашей книги являются первой попыткой показать истинный вид чакр, в котором они предстают перед теми, кто способен их увидеть. Вообще-то эту книгу я задумывал только для того, чтобы показать эти чудесные изображения..."
Полностью тут:
http://www.theosophy.ru/lib/cwlchakr.htm
Некоторое представление об общем виде чакры можно получить, если посмотреть вовнутрь цветка-колокольчика типа вьюнка. Стебелек каждого цветка начинается на позвоночнике, поэтому позвоночник можно представить как центральный стебель (илл. VIII), от которого через определенные интервалы отходят цветы, раскрывая свои бутоны на поверхности эфирного тела.
Таблица 1. Чакры.
Русское название Санскритское название Расположение
Корневая или базальная чакра Муладхара В области копчика
Селезеночная чакра * Над селезенкой
Пупочная или умбиликальная чакра Манипура В области пупка, над солнечным сплетением
Сердечная или кардиальная чакра Анахата Над сердцем
Горловая или гортанная чакра Вишуддха Перед горлом
Межбровная или лобная чакра Аджна В межбровной области
Венечная или макушечная чакра Сахасрара На макушке головы
Все эти колёса находятся в постоянном вращении, и в их ступицы или открытые устья непрерывно втекает энергия из высшего мира, проявление жизненного потока, истекающего от Второго Аспекта Солнечного Логоса. Ее мы называем "Первичной силой
Без этого потока энергии физическое тело просто не могло бы существовать.
Вливающаяся в каждый центр божественная энергия образует перпендикулярно линии своего падения (так сказать, на поверхности эфирного двойника) вторичные силы, находящиеся в круговом волнообразном движении.
Корневая чакра
Первая чакра — Основная или Корневая (илл. I). Она расположена в области копчика. В ней Первичная сила излучается в виде четырех спиц, поэтому колебания упорядочиваются таким образом, что возникает эффект разделения силы на квадранты, окрашенные попеременно в красный и оранжевый цвета, со впадинами между ними, поэтому чакра имеет вид креста. В связи с этим крест часто символизирует данную чакру. Иногда рисуют огненный крест, как символ Змеиного огня свойственного этому центру. Если эта чакра хоть немного активна, она имеет огненный красно-оранжевый цвет, тесно связанный с типом жизненной энергии, поступающей в нее из селезеночной чакры. Следует конечно отметить, что подобная связь цвета и жизненности наблюдается в любой чакре.
Селезеночная чакра
Вторая, селезеночная (илл. II), находится в области селезенки и предназначена для выделения, разделения и распределения жизненности, приходящей к нам от Солнца. Жизненная энергия снова растекается из этой чакры шестью горизонтальными потоками, седьмой поток как бы втягивается в центр (ступицу) колеса. Таким образом, эта чакра имеет шесть разноцветных лепестков или колебаний, и поэтому она необычайно лучистая, сияющая, солнцеподобная. Каждый ее лепесток окрашен в основной цвет одной из форм жизненной энергии — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой или фиолетовый.
Пупочная чакра
Третья чакра называется умбиликальной или пупочной (илл. IV). Она расположена в области пупка или солнечного сплетения и получает первичную силу с десятью излучениями, поэтому имеет десять колебаний или лепестков. Этот центр очень тесно связан с разными чувствами и эмоциями. Его доминирующий цвет образуется удивительной смесью нескольких оттенков красного, однако в окраске много и зеленого цвета. Красные и зеленые участки чередуются между собой.
Сердечная чакра
Четвертый центр, кардиальный или сердечный (илл. IV), находится в области сердца и имеет сияющий золотой цвет. Каждый ее квадрант разделяется на три части, что в сумме дает двенадцать колебаний, ибо здесь Первичная сила образует двенадцать спиц.
Горловая чакра
Пятая чакра называется Гортанной или Горловой (илл. V). Она расположена в области горла, имеет шестнадцать спиц и, соответственно, шестнадцать лепестков. В ней очень много синего цвета, но создается общий эффект серебристого цвета, поблескивающего, словно лунный свет на покрытой рябью поверхности воды. Голубой и зеленый цвета попеременно преобладают в ее секторах.
Межбровная чакра
Шестая чакра называется лобной или межбровной (илл. VI). Она находится между бровями. Воспринимается она как бы состоящей из двух половинок, одна из которых преимущественно розового цвета с значительным добавлением желтого, а другая — преимущественно лилово-голубая. Эти цвета тесно связаны с цветами тех особых типов жизненности, что её оживляют. Возможно, именно поэтому в индийских книгах упоминается, что этот центр имеет только два лепестка. Но если сосчитать все колебания, то можно обнаружить, что каждая половина чакры подразделяется на сорок восемь частей, что в сумме образует девяносто шесть колебаний, так как первичная сила этого центра имеет именно такое число излучений.
Коронная чакра
Седьмая чакра называется венечной или макушечной (см. фронтиспис). Она расположена на макушке головы. Когда она полностью активна, то предстает как самый блестящий и сверкающий из всех центров. Она полна неописуемых цветов и вибраций, меняющихся с едва уловимой скоростью. Создается впечатление, что эта чакра содержит в себе все оттенки спектра, но в целом преобладает фиолетовый цвет. В индийской литературе этот центр описан как тысячелепестковый лотос, и действительно, это близко к истине, ибо число излучений его первичной силы во внешнем круге составляет девятьсот шестьдесят. Каждая его линия тщательно воспроизведена на нашем фронтисписе, однако передать эффект отдельных лепестков мы не в состоянии. К тому же, эта чакра имеет отличительную особенность, присущую только ей — дополнительный центральный водоворот блестящего белого цвета, золотой в центре, который характеризуется меньшей активностью и имеет двенадцать собственных колебаний.
Сочетание сил
Хотя устье чакры, напоминающее цветок-колокольчик, располагается на поверхности эфирного тела, трубкообразный стебель цветка прорастает из центра спинного мозга. И почти всегда именно эти позвоночные центры, а не их поверхностные проявления, имеются в виду в индусских книгах, когда там говорится о чакрах. Эфирный ствол всегда изгибается книзу, соединяя корень на позвоночнике с внешней чакрой (см. илл. IX). Так как стебли всех чакр начинаются в спинном мозге, эта сила естественно спускается по ним внутрь цветков-колокольчиков, где встречается с входящим потоком божественной энергии. Давление, возникающее при встрече этих потоков, приводит к смешанному излучению энергий вдоль спиц чакр.
Иллюстрация IX
1. Верхний шейный симпатический узел
2. Глоточное сплетение
3. Легочное сплетение
4. Сердечное сплетение
5. Диафрагма
6. Селезеночное сплетение
7. Солнечное сплетение
8. Тазовые сплетения
9. Копчиковое сплетение
10. Сплетение сонной артерии
11. I шейный спинной узел
12. I грудной спинной узел
13. Спинной мозг
14. Симпатический ствол
15. I поясничный спинной узел
16. I крестцовый спинной узел
17. I копчиковый спинной узел
В точке соединения поверхности потоков первичной силы и кундалини работают вместе. Так как они вращаются в противоположных направлениях, то образуется нечто похожее на две пластины электрической машины Вимшурста (как и пластины машины, потоки сил также никогда не соприкасаются друг с другом), и здесь создается область повышенного давления. Символически это может быть названо браком божественной жизни, имеющей ярко выраженный мужской характер, с кундалини, которая всегда отождествляется с женским началом. Возникающая при этом смешанная энергия образует то, что обычно называют личным магнетизмом человека. Она, кроме того, оживляет нервные сплетения, находящиеся рядом с некоторыми чакрами, распространяется вдоль нервных волокон тела, и в основном отвечает за поддержку его температуры. Также она прогоняет по нему жизненную прану
Два положительных атома форм А и Б после соединения продолжают свое изначальное стремительное движение, фактически их энергия значительно усиливается; а атомы формы Г, продолжая движение по кругу, настолько сильно увеличивают свою скорость, что перестают быть видимыми как отдельные частицы, а выглядят как единое пылающее кольцо.
Необыкновенно энергичное движение центрального атома вверх и вниз в молекулах Д и Е придает им своеобразную форму внутри их магнитных полей, как показано на рис. 6:
Рис. 6. Комбинированная форма сил.
Верхняя часть изображения, удивительно напоминает лингам, который часто можно видеть перед храмами Шивы в Индии. Я уже говорил, что лингам является эмблемой созидающей силы, которая, по мнению индийских верующих, проникает в землю настолько же, насколько поднимается над ней. И я думаю — не знали ли древние индусы об этих особо активных молекулах и их необычайно важной роли в поддержании жизни человека и животных, и не вырезали ли этот символ молекул на камне как запись своих оккультных знаний?
Глава III
АБСОРБЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ
Глобулы
Хотя глобулы жизненности непостижимо малы, они так ярки и так сверкают, что иногда видны даже тем, кто, в обычном смысле, и не является ясновидящим. Многие люди, глядя вдаль на линию горизонта, особенно на море, могут заметить на фоне неба множество мельчайших точек света, трассирующих во всех направлениях с поразительной скоростью. Это и есть глобулы Жизненной силы, или Огненные жизни, заряженные той энергией, которую индусы называют Прана. Каждая глобула состоит из семи физических атомов, как показано на рис. 5 в — огненных жизней, искр, заряженных силой, именуемой индусами праной.
Когда блистающие глобулы вспыхивают в атмосфере всюду, они почти бесцветны и сияют белым или слегка золотистым светом. Но как только какой-либо шарик втягивается в воронку селезеночного центра силы, он сразу же распадается, образуя потоки различных цветов, однако, при этом не наблюдается привычное спектральное деление. Кружась в вихре, каждый атом глобулы захватывается одной из шести спиц. Так, атомы, окрашенные в желтый цвет, растекаются вдоль одной спицы, атомы, окрашенные в зеленый — вдоль другой и так далее, седьмой же атом исчезает в центре вихря в ступице колеса. Эти лучи затем расходятся в разных направлениях, чтобы заняться своей особой работой по витализации тела. Илл. VIII дает схематическое представление об этих путях рассеянной праны.
Как я уже говорил, цвета потоков праны не совсем такие, как цвета солнечного спектра, которые мы обычно используем; скорее всего, они напоминают палитру высших уровней каузального, ментального и астрального тел. Так, цвет, который мы называем синим, делится на фиолетовый и голубой лучи; таким образом, вместо трех оттенков делений солнечного спектра здесь имеем только два. Но, с другой стороны, цвет, обычно называемый красным, здесь тоже разделяется на два луча: розово-красный и темно-красный. Итак, получается шесть радиальных лучей: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, темно-красный, тогда как седьмой, или розово-красный атом, проходит через центр вихря. Хотя более правильно назвать его первым, ибо это первичный атом, в котором изначально появляется энергия. Таким образом, жизненность семерична по своей структуре, но, как отмечается в некоторых индийских книгах, по телу она протекает пятью основными потоками, потому что на выходе из селезеночного центра голубой и фиолетовый лучи объединяются в один поток, таким же образом действуют оранжевый и темно-красный.
Фиолетово-голубой луч
(1) Фиолетово-голубой луч вспыхивает вверх, к горлу, и, кажется, разделяется там. Голубой луч проходит через горловой центр, оживляя его. А синий и фиолетовый лучи идут в мозг. Синий луч расходуется в нижней и центральной частях мозга, а фиолетовый луч переполняет верхнюю его часть и, по-видимому, дает особую энергию центру силы на макушке головы, распространяясь в основном через девятьсот шестьдесят лепестков внешней части этого центра.
Желтый луч
(2) Желтый луч направляется к сердцу и там выполняет свою работу. Но после этого часть луча проходит также к мозгу, и проникает в него, направляясь главным образом к двенадцатилепестковому цветку в сердцевине самого высокого центра силы.
Зеленый луч
(3) Зеленый луч заполняет брюшную полость и, концентрируясь особенно в солнечном сплетении, очевидно, оживляет печень, почки, кишечник и весь пищеварительный тракт в целом.
Розовый луч
(4) Розовый луч распространяется по всему телу вдоль нервов и является всецело жизнью нервной системы. Это и есть та особая жизненная сила. Если розового света мало, нервы становятся чувствительными и чрезвычайно раздражительными, так, что больной ни на миг не может оставаться в одном положении. Малейший шум и легкое прикосновение мучительны для него, и весь он — сплошное страдание. Подпитка нервов праной более здорового человека приносит ему моментальное облегчение, и тогда на него нисходит облегчение и успокоение. Обычно человек крепкого здоровья впитывает и усваивает намного больше жизненной силы, чем необходимо его телу. Поэтому он постоянно излучает поток розовых атомов и тем самым неосознанно делится энергией со своими более слабыми собратьями, ничего сам не теряя.
Физическое тело обладает неким слепым инстинктивным самосознанием, которое мы иногда называем физическим элементалом. В физическом мире он соответствует элементалу желания астрального тела. Это самосознание всегда стремится защитить свое тело от опасности и обеспечить его всем необходимым. Оно совершенно отличается от собственно самосознания человека и в равной степени хорошо работает, когда во время сна в физическом теле отсутствует Эго. Все наши инстинктивные движения исходят от него. И именно благодаря его деятельности работа симпатической системы продолжается непрерывно без нашего ведома.
Когда мы находимся в том состоянии, которое называют бодрствованием, этот физический элементал неустанно занимается нашей самозащитой: он не только сам находится в состоянии постоянной бдительности, но и удерживает мышцы и нервы всегда в напряжении. Ночью или в любое время сна он позволяет мышцам и нервам расслабиться, и посвящает себя специально усвоению жизненности и восстановлению сил физического тела. Наиболее эффективен этот процесс в начале ночи, ибо тогда имеется избыток жизненности, тогда как непосредственно перед рассветом оставшаяся от солнечного света она почти полностью исчерпывается. Потому-то старинная пословица и гласит, что час сна перед полуночью стоит двух часов после нее. Работа этого физического элементала и объясняет то мощное восстановительное воздействие сна, которое наблюдается даже при кратковременной дремоте.
Растительное царство также впитывает эту жизненную силу, но, по-видимому, в основном используется только незначительная ее часть. Многие деревья извлекают из нее почти точно те же составляющие, что и высшая часть эфирного тела человека. И, использовав то, что им нужно, они испускают точно такие насыщенные розовым светом атомы, в которых нуждаются и клетки физического тела человека. Это особенно верно для таких деревьев как сосна и эвкалипт. Даже близкое соседство с этими деревьями приносит здоровье и силу тем, кто страдает от недостатка этой части жизненной первоосновы, кого мы называем нервными людьми. Они нервны потому, что клетки их тела голодны, и нервозность их может быть снижена только путем подпитки этих клеток. Часто самым быстрым способом сделать это является обеспечение их извне тем особым видом Жизненной силы, в котором они нуждаются.
Оранжево-красный луч
(5) Оранжево-красный луч струится к основанию позвоночника и оттуда к половым органам, с которыми тесно связана одна часть его функций. Этот луч, повидимому, имеет в своем составе не только оранжевый и темно-красный цвета, но и определенное количество темно-лилового цвета, как будто бы спектр свернулся в круг, и цвета начались снова на более низкой октаве.
У обычного человека этот луч подпитывает энергией желания плоти и, по-видимому, проникает в кровь, помогая поддерживать температуру тела. Но если человек постоянно отказывается подчиняться своей низшей природе, то оранжево-красный луч в результате длительных и решительных усилий может быть отражен вверх, к мозгу, где все его три составные части подвергаются замечательным изменениям. Оранжевый луч трансформируется в чисто желтый и решительно интенсифицирует возможности интеллекта. Темно-красный луч становится лиловым и значительно повышает способность бескорыстной любви. Тогда как темно-лиловый превращается в нежный бледно-фиолетовый и оживляет духовную часть человеческой природы. Человека, достигшего этих преобразований, более не волнуют чувственные желания, и когда ему будет необходимо пробудить верхние уровни змеиного огня, он уже будет свободен от наиболее серьезных опасностей этого процесса. Если эти изменения окончательны, оранжево-красный луч направляется прямо в центр у основания позвоночника и оттуда движется вверх вдоль полости позвоночного столба прямо к мозгу.
По всей вероятности, существуют определенные соответствия (табл. III) между цветами потоков Праны, которые вливаются в несколько чакр, и цветами gринципов человека, закрепленными за ними Е.П.Блаватской в ее схеме в "Тайной Доктрине" (том III, стр. 454/413).
Таблица III. Прана и принципы человека.
Цвета праны Входная чакра Цвета, приведенные в "Т. Д." Представляемые принципы
Светло-голубой Горловая Голубой Атма (аурическое яйцо)
Желтый Сердечная Желтый Буддхи
Синий Межбровная Синий Высший манас
Зеленый Пупочная Зеленый Кама-манас (низший ум)
Розовый Селезеночная Красный Кама рупа
Фиолетовый Макушечная Фиолетовый Эфирный двойник
Оранжево-красный (с фиолет.) Корневая (затем макушечная) ... ...
Пять прана-вайю
В индуистских книгах очень часто упоминаются пять основных Вайю или Пран. "Гхеранда Самхита" коротко описывает их расположение так:
"Прана движется всегда в сердце, Алана в области ануса, Самана в области пупка, Удана в горле, и Вьяна пропитывает все тело".*
Таблица IV. Пять Прана-вайю.
Прана-Вайю и зона влияния Луч жизненности В основном действует на чакру
Прана, сердце Желтый Сердечную
Апана, анус Оранжево-красный Корневую
Самана, пупок Зеленый Пупочную
Удана, горло Фиолетово-голубой Гортанную
Вьяна, все тело Розовый Селезеночную
В индийских книгах слово Прана часто означает "дыхание". Это можно объяснить тем фактом, что во время дыхания мы втягиваем глобулы Жизненной силы в тело, но другим способом
Глобулы жизненной силы — основные составляющие атомов кислорода.
Жизненные силы и здоровье
Высокодуховные мысли и эмоции, по-видимому, в большей степени зависят от фиолетового луча, а энергия обычной мысли стимулируется действием голубого луча, смешанного с частью желтого. Необычная активность или объем светлоголубого луча, который распределяется к горловому центру, сопровождается здоровьем и силой физических органов этой части тела. Недомогание или болезнь любой части тела сопровождаются недостаточностью притока жизненной силы к этой части.
Судьба пустых атомов
Когда ученик научится отклонять оранжево-красный луч, направляя его вверх по позвоночнику, пустые атомы этого луча, а также атомы фиолетово-синего луча извергаются из вершины головы, словно огненный каскад, который, как мы это уже видели на рис. 2, часто изображается в виде пламени на древних статуях Владыки Будды и других великих святых. Эти атомы зачастую используются как физические носители для некоторых сил славы и благодати, излучаемых высокоразвитыми людьми из венечной чакры.
РАЗВИТИЕ ЧАКР
Рис. 9. Гипофиз и шишковидная железа.
Похоже, что функции этого центра несколько различны для разных типов людей. У большинства из нас астральные вихри, соответствующие шестому и седьмому центрам, сходятся в области гипофиза. Для таких людей гипофиз — практически единственное прямое звено между физическим и высшими планами. У людей другого типа шестой центр также соединяется с гипофизом, но седьмой центр сгибается или наклоняется до тех пор, пока его воронка не совпадет с атрофированным органом, называемым шишковидной железой (рис. 9). У таких людей эта железа оживляется и превращается в прямую линию связи с нижним менталом, не требующую дополнительного прохода через промежуточный астральный план, как это обычно происходит.
Пробуждение эфирных чакр
Центр между бровями связан и со зрением другого типа. Через него проявляется способность увеличения мелких физических объектов. Крошечная гибкая трубочка эфирной материи отражается из его центра, напоминая миниатюрную змею, имеющую на конце нечто похожее на глаз. Это специальный орган для такой формы ясновидения. Глаз на конце трубочки может расширяться или сужаться, чтобы менять степень увеличения в соответствии с размерами изучаемого объекта. Именно это имеется в виду в древних книгах, когда речь идет о способности по своему желанию делаться маленьким или большим. Так, для изучения атомов можно развить этот орган настолько, что он становится соизмерим с ними. Эта маленькая змея, поднимающаяся из центра лба, отражена на головных уборах египетских фараонов, которые, как верховные жрецы своей страны, наряду со многими другими оккультными способностями вполне могли обладать и этой.
Когда оживлен седьмой центр, человек может, проходя через него, покидать свое тело и так же возвращаться в него, находясь в полном сознании. Таким образом, его сознание становится непрерывным ночью и днем. Когда змеиный огонь прошел все центры в определенном порядке (варьирующимся для разных типов людей), сознание человека становится непрерывным, вплоть до вхождения в небесный мир в конце жизни на астральном плане, причем не существует никакой разницы, временное ли это отделение от физического тела во время сна, или постоянное, которое наступает с приходом смерти.
Воздействие табака
Для каждого человека, действительно желающего развить свои тела, пробудить чакры и продвинуться по Пути Святости, табак, без сомнения, очень вреден, и его надо избегать всеми силами.
ЛАЙА-ЙОГА
Таблица V. Цвета лепестков лотоса.
Чакра Наши наблюдения Шатчакра Нирупана Шива Самхита Гаруда Пурана
1 Огненно оранжево-красный Красный Красный ...
2 Сияющий, солнцеподобный Ярко-красный Ярко-красный Солнцеподобный
3 Разнообразные красные и зеленые Голубой Золотой Красный
4 Золотой Ярко-красный Темно-красный Золотой
5 Голубой, серебристый, светящийся Дымчато-лиловый Сверкающе-золотой Луноподобный
6 Желтый и лиловый Белый Белый Красный
Изображения чакр
Цель лайа или кундалини йоги та же, что и любой другой формы индийской йоги — соединить душу с Богом. А для этого необходимы усилия трех видов — усилия Любви, Мысли и Действия.
Рис. 10. Индусская диаграмма сердечной чакры
Сердечная чакра
"Следующий лотос выше пупка, в области сердца... Он красный, как цветок Бандхука... Здесь живет Пуруша (Дживатма). Этот лотос сердца нужно отличать от другого, восьмилепесткового лотоса, находящегося немного ниже его, на котором нужно сосредотачиваться при умственном почитании своего божества-покровителя. Здесь находится дерево Калпа, исполняющее желания, и сверкающий драгоценностями алтарь под ним... Это — лотос с двенадцатью лепестками и ярко-красными буквами: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. Здесь центр Таттвы воздуха. Согласно "Шат-чакра Нирупане", область воздуха — это шестиугольник, образованный из двух треугольников, один из которых перевернут. Его цвет подобен дыму, потому что он окружен массами пара. Его Биджа — "ЙАМ" — сидит на белой антилопе, которая обозначает Таттвы воздуха. Здесь находится Иша — высший Господь первых трех чакр, и Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, "чье сердце смягчается питьем нектара", и Шакти в форме перевернутого треугольника — Трикона, в котором на ходится золотой Вана-лингам, "радостный от прилива желания", и Хамса, как Дживатма, подобный "неподвижному пламени свечи в безветренном месте"*.
Ниже околоплодника этого лотоса находится красный восьмилепестковый, обращённый вверх. В нём — древо Кальпы, украшенный драгоценными камнями алтарь с навесом над ним, украшенный флагами и всем подобным, являющийся местом умственного служения.
Лепестки каждого лотоса, как мы уже видели, образованы первичными силами, излучаемыми внутрь тела вдоль спиц колеса. Число спиц определяется количеством энергетических составляющих той силы, которая проходит через данную чакру.
Подобно священному слову АУМ (звучание которого начинается сзади во рту звуком "А", пересекает его центр звуком "У" и заканчивается на губах звуком "М"),
Практика медитации на этих буквах, очевидно, должна как-то привести к достижению "внутреннего звука, убивающего внешний", если использовать выражение из "Голоса Безмолвия".
В таком понимании сущности звуков йог пытается перейти внутрь от звука, известного нам и произносимого нами, ко внутреннему качеству и энергии этого звука; таким образом это помогает ему провести свое сознание от плана к плану. Создается впечатление, что Бог творил разные планы, произнося этот алфавит, а наши слова есть его низшая спираль. В этой форме йоги стремящийся старается путем внутреннего погружения, или лайи, вернуться по этому пути и, таким образом, приблизиться к Божественному. В книге "Свет на пути" нас призывают вслушиваться в Песнь жизни и стараться уловить ее скрытые, или высшие, тона.
Мандалы
Шестиугольная мандала, или "круг", занимающая середину сердечного лотоса, взята в качестве символа воздуха. Считается, что каждая чакра связана с одним из основных элементов — землей, водой, огнем, воздухом, эфиром и умом. Эти элементы следует рассматривать как состояния материи, а не как то, что мы понимаем под элементами в современной химии. По своей сути они эквивалентны терминам: твердый, жидкий, газообразный, воздушный, эфирный, и в чем-то аналогичны нашим подпланам и планам: физическому, астральному, ментальному и т.д. Эти элементы отображаются определенными янтрами, или символическими фигурами, которые даются согласно "Шат-чакра Нирупане" и изображаются внутри околоплодника каждого лотоса соответственно табл.7.
Иногда вместо желтого цвета указывается оранжево-красный, вместо дымчатого — голубой, и вместо белого в пятой чакре — черный, хотя объясняется, что черный обозначает синий.*
Таблица VII. Символические формы элементов.
Чакра Элемент Фигура Цвет
1 Земля Квадрат Желтый
2 Вода Полумесяц Белый
3 Огонь Треугольник Ярко-красный
4 Воздух Два пересекающихся треугольника (шестиугольник) Дымчатый
5 Эфир Круг Белый
6 Ум ... Белый
Совершенно независимо от возможности выхода на высший план в полном сознании мы имеем здесь средство поднятия сознания до того уровня, где оно может почувствовать влияния высшего мира и получить впечатления свыше. Полученная и прочувствованная таким образом сила или влияние, без сомнения, и есть тот "нектар", о котором говорят восточные книги; о нем мы еще скажем в связи с поднятием пробужденной кундалини к высшему центру.
Медитация тела
От сердца до середины межбровья идет область воздуха. Воздух — шестиугольной формы, черного цвета, и сияет с буквой Я. Поднимая дыхание вдоль области воздуха, необходимо медитировать на Ишваре, всеведущем и многоликом...
От центра между бровями до верхушки головы идет область эфира. Она круглой формы, дымчатого цвета и сияет с буквой Ха. Поднимая дыхание вдоль области эфира, необходимо медитировать на Садашиве — как на дающем счастье, как имеющем форму бинду (капли), как Великом Дэве, как имеющем форму эфира, как сияющем, словно чистейший кристалл, как носящем молодой месяц на своей голове, как имеющем пять лиц, десять голов и три глаза, как имеющем приятное выражение лица, как вооруженного всеми видами оружия, как украшенном всеми украшениями, как имеющем богиню Уму в одной половине своего тела, как готовом дарить благосклонность, и как причину всех причин".
Узлы
В центре сердечного лотоса изображен трикон, или перевернутый треугольник. Так не у всех центров, а только у корневой, сердечной и межбровной чакр. Эти чакры содержат три специальных грантхи, или узла, через которые кундалини должна пробивать дорогу по пути своего следования. Иногда первый узел называют узлом Брахмы, второй — узлом Вишну, третий — узлом Шивы. Кажется, здесь символически заложена идея о том, что пронизывание этих чакр каким-то образом влечет за собой особое изменение состояния, по-видимому, от личности к высшему я, а затем — к монаде, т.е. к тем областям, которыми, можно сказать, управляют данные Аспекты. Однако это может быть верно уже во вторую очередь, ибо мы наблюдали, что сердечная чакра получает впечатления от высшего астрала, горловой центр — от ментала, и так далее. Божество каждого такого треугольника представлено в виде лингама, или инструмента порождения. Дживатма (буквально "живое я"), указывающий вверх, подобно "пламени свечи", есть Эго, которое представлено в образе пламени, не колеблемого ветром, потому что ему, в отличие от личности, не причиняют страданий обстоятельства материальной жизни.
Вторичный сердечный лотос
Второй маленький лотос, расположенный под сердечной чакрой, также является характерной особенностью этого центра. Он используется для медитации на изображение Гуру или Аспекта Божества, который или особенно привлекает, или назначен для поклоняющегося. Истово верующий представляет себе остров самоцветов, на котором растут прекрасные деревья и есть алтарь для богослужения.
"Пусть он созерцает море нектара в своем сердце; посреди этого моря есть остров драгоценных камней, даже песок на нем из измельченных бриллиантов и рубинов. Повсюду на острове растут деревья Кадамба, покрытые прекрасными цветами. А возле них, как защитная стена, ряд цветущих деревьев, таких как малати, малика, жати, кесара, чампака, париджата и падма, и аромат их цветов распространяется вокруг. В центре этого сада йог должен представить себе прекрасное дерево Кальпа с четырьмя ветвями, представляющим четыре Веды; и что они усыпаны цветами и плодами. Там жужжат насекомые и поют птицы. Под этим деревом пусть он представит себе дорогой помост из драгоценных камней, на нем великолепный трон, инкрустированный драгоценностями, и что на троне этом — сидит его особое Божество, как научил его Гуру. Пусть он созерцает присущую ему форму, украшения тело этого Божества"
Медитирующий воображает эту прекрасную картину настолько живо, что на некоторое время совершенно забывает внешний мир. Процесс этот, однако, не всецело воображаемый, ибо он является средством достижения постоянной связи с Учителем. Как образы людей, созданные теми, кто после смерти попал в высший мир, наполняются жизнью их эго, так и Учитель наполняет своим истинным присутствием мыслеформу, произведенную его учеником. Через эту мыслеформу может быть дано истинное вдохновение, а иногда и наставление.
В "Теджобинду Упанишаде" говорится: "Самый дальний предел всех мыслей есть Гуру". Они утверждают, что даже когда думают о славных качествах божества, то это представление всё равно преуменьшает совершенства Учителя.